Добро пожаловать на персональный сайт воспитателя МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад №31" Пацейко Виолетты Юрьевны

Картотека

"Пальчиковая гимнастика"
по лексическим темам

«Осенняя прогулка»  
Если мы идем гулять, («шагают» пальчиками по столу)
Зонт с собою нужно брать. («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки) Осенью от дождика (стучат пальчиком правой руки по левой ладони) 
Спрячемся под зонтиком. («зонтик»)
«Репка» 

Расти большая, репка, (приседают и медленно поднимаются) 
Вырастай крепкая, (сжимают и разжимают кулачки) 
Сладкая да белая, («замок»-ладошки прижать друг к другу, пальцы переплести) 
Чтоб детвора поела! (сжимают и разжимают кулачки)

«Фрукты»

Я у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)
Фрукты собираю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)
Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)
С дерева срываю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

«По грибы» 

В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху) 
Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки) 
Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей») 
Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)

«Малинка»

Что очень любит детвора (сжимают и разжимают кулачки)
Срывать с колючего куста (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)
И собирать в корзинку? (из одной руки делают «корзинку», другой «кладут ягодки»)
Конечно же малинку.
С веток ягоды снимаю (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко! (сжимают и разжимают кулачки)
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть - (руки подносят ко рту – «едят»)
Легче будет к дому путь. («шагают» пальцы по столу) 
Я поем еще малинки. («едят») 
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…(загибают пальцы по одному)
Снова буду собирать.
«Человечек»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)
Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)
Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)
Ножки, ручки, глазки, ротик
И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)
Получился человечек. (развести руки в стороны)

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа, 
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – наш малыш,
Пальчики сжимаю я – (сжимают и разжимают пальчики)
Это вся моя семья! 
«Мальчик строит дом» 
Мальчик строит дом. (постукивают кулачками один о другой) 
Он увлечен своим трудом: 
Из камня мальчик строит дом. («домик»-соединить подушечки пальцев под углом) 
Сердитый ветер налетел, (покачивают руками над головой) 
Шел град, но дом остался цел. (стучат пальцами одной руки по ладони другой) 
Лил дождь, был гром – 
Не рухнул дом! («домик»)
Игры на развитие внимания.

 «Хлопни в ладоши»
Цель. Развивать устойчивость и переключение внимания.
Ребенку предлагается хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например, животное. После этого взрослый произносит ряд разных слов. В другой раз приседать, когда услышит слово, обозначающее растение.
Затем объединить первое и второе задание, т.е. ребенок приседает, когда слышит название растения, и хлопает к ладоши при произнесении слов, обозначающих животных. Желательно проводить игру с группой детей. 

«Пуговицы»
Цель. Способствовать развитию концентрации внимания, памяти.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток. Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть (20-30сек.) и запомнить, где какая пуговица лежит. После первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребенок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо". Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интере
 «Найди нужный цвет» 
Материалы: 30-40 разноцветных геометрических фигур. 
По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, вырезанные из картона. Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.

«Слушай хлопок!»
Цель. Развивать активное внимание.
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки – в стороны), на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить  «Лови – не лови»
Правила этой игры похожи как в игре «Съедобное – несъедобное». Только условие, когда ребенОк ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры. Например, сейчас вы договариваетесь с ребенком, что если слово, относится к растениям, то он ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Аналогично можно играть в такие варианты, как «Рыба – не рыба», «Мебель – не мебель», «Транспорт – не транспорт», «Летает – не летает» и другие.
"Будь внимателен!" 

Цель. Развивать активное внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. 
Дети маршируют под музыку по кругу. Затем ведущий произносит слово, и дети должны начать выполнять определенное действие:
"Зайчик!" Дети прыгают, имитируя движение зайца 
"Лошадки!" Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом.
«Раки!" Дети пятятся, как раки спиной.
"Птицы!" Дети бегают, раскинув руки в стороны. 
"Аист!" Стоят на одной ноге.
"Лягушка!" Присесть и скакать в присядку. 
"Собачки!" Дети сгибают руки (имитация движения "собака служит") и лают. 
"Курочки!" Дети ходят, "ищут зерна" на полу и произносят "ко-ко-ко".

"Зеваки"

Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания. 
Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего ("Стоп!") останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. 
Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в комнате. Игра может закончится, когда 2-3 детей остаются в игре.

«Сорока-белобока»

Цель. Развивать концентрацию внимания.
Материал: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат. Затем ребенок отворачивается. В это время убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
 «Успей дотронуться»

Цель. Развивать переключение внимания, речь.
Предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т.д.» Можно усложнить игру, увеличив количество объектов:» Дотронуться до двух круглых предметов».
«Муха» 

Цель. Развивать устойчивость, распределение, и переключение внимания.
Материал. Игровое поле, расчерченное на 9 или 16 клеток и кусочек пластилина.
Предложить ребенку помочь «мухе» (пластилин) добраться до другого края поля, предупредив. Что «муха» летает только зигзагами. Взрослый обозначает путь «мухи»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен проделать этот путь «мухой» по игровому полю. Исходное положение – центральная клетка игрового поля.
С освоением правил в игру могут играть два ребенка. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее вылета за пределы игрового поля. Если кто-то теряет нить игры или видит, что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп!» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала. 

«Обезьянки» 

Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - повторяет все движения первого.
" Четыре стихии"

Цель: Развитие слухового внимания
По команде ведущего дети выполняют определенное движение руками. 
"Земля" Дети опускают руки вниз.
"Вода" Дети вытягивают руки вперед
"Воздух" Дети поднимают руки вверх
"Огонь" Дети вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Игры направленные на развитие речи 

Тема. ОВОЩИ 
Карточка №1 

Цели. Образование мн.ч. существительных; употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. 
1) Правильно называть один овощ и много овощей и на­оборот
Баклажан — ... (баклажаны) 
Тыква — ... (тыквы) 
Репа — ... (репы) 
Луковица — ... (луковицы 
Обратить внимание на слова «картофель», «морковь», «лук», «чеснок», «капуста» — в ед. и мн. ч. они звучат одинаково. 

Карточка №2 

2) Изменить слова по образцу 
Растет — растут 
Зреет — ... (зреют) 
Зеленеет— ... (зеленеют) 
Спеет — ... (спеют) 
Цветет — ... (цветут) 
Краснеет — ... (краснеют) 
Сажает — ... (сажают) 
Копает — ... (копают) 
Окучивает — ... (окучивают) 
Рыхлит — ... (рыхлят) 
Поливает — ... (поливают) 
Убирает — ... (убирают)

Тема. ОВОЩИ 
Карточка №3 

Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в вини­тельном падеже; употребление глаголов прошедшего времени. 
1) Нарисовать 3—4 вида овощей в количестве «один» и «много». С левой стороны листа нарисовать по одному овощу,с правой — по несколько. 
Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? 
(Слева я нарисовал огурец, а справа я нарисовал огурцы.) 

Карточка №4 

2) Изменить слова, отвечая на вопросы. 
Что делал? Что делала? ... Что делали ? 
Сажают — . (сажал) (сажала) ... (сажали) 
Копают — . (копал) ... (копала) ... (копали) 
Поливают -... (поливал) ... (поливала) ... (поливали) 
Рыхлят — ... (рыхлил) ... (рыхлила) ... (рыхлили) 
Окучивают— ... (окучивал) ... (окучивала) ... (окучивали) 
Собирают — ... (собирал) ... (собирала) ... (собирали) 

Тема. ФРУКТЫ 
Карточка №5 

Цели. Употребление существительных ед. и мн.ч. в роди­тельном падеже; уменьшительно-ласкательные суффиксы су­ществительных. 
1) Закончить предложения, вставляя пропущенные слова. 
Мама купила фрукты, вымыла и положила в тарелку. Мы их с удоволь­ствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного... (ябло­ка). Мы съели все... (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной... (груши). Мы съели все... (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной ... (сливы). Мы съели все ... (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной ... (вишни). Мы съели все ... (вишни). 
Перечислить, каких фруктов нет больше на тарелке. (На тарелке нет больше яблок, груш, слив, вишен.) 
2) Назвать ласково. 
Яблоко — ... (яблочко) Банан — ... (бананчик) 
Лимон — ... (лимончик) Вишня — ... (вишенка) 
Апельсин — ... (апельсинчик) Мандарин — ... (мандаринчик) 

Тема. ФРУКТЫ 
Карточка №6 

Цели. Согласование прилагательных с существительными; образование относительных прилагательных. 
1) Ответить на вопросы: какой? какая? какое?— подбирая
определения к каждому фрукту.
Лимон (какой?) — ... (желтый, сочный, кислый, ...) 
Апельсин (какой?) — ... (оранжевый, сочный, сладкий, ...) 
Мандарин (какой?) — ... (оранжевый, сочный, ...) 
Вишня (какая?) — ... 
Груша (какая?) — ... 
Яблоко (какое?) — ... 

Карточка №7 

2)Ответить на вопросы :
Как называется сок ? 
Из яблок — ... (яблочный) 
Из лимона — ... (лимонный) 
Из винограда — ... (виноградный) 
Из абрикосов — ... (абрикосовый) 
Из груш — ... (грушевый) 
Из апельсинов — ... (апельсиновый 
Как называется варенье? 
Из яблок — ... (яблочное) 
Из груш — ... (грушевое) 
Из вишен т— ... (вишневое) 
Из малины — ... (малиновое) 
Из персиков — ... (персиковое) 
Из слив — ... (сливовое)


Тема. САД 
Карточка №8 

Цели. Употребление существительных 1-го склонения ед. и мн. ч. в родительном падеже; образование относительных при­лагательных. 
1) Закончить предложения. 
В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве нет ни одной ...(груши). На деревьях нет ... (груш). 
Собрали, сливы. На дереве нет ни одной ... (сливы). На деревьях нет...(слив). 
Собрали черешню. На деревьях нет ... (черешен). 
Собрали вишню. На дереве нет ни одной ... (вишни). 
На деревьях нет...(вишен). 
2) Ответить на вопрос. 
Как называется сок из фруктов? (Фруктовый) 
Назвать фрукты и сок, который из них получается. (Сок из яблок — яблочный. Сок из груш — грушевый. И т.д.) 
Нарисовать 3—4 фрукта и стакан с соответствующим со­ком. Объяснить, что нарисовал (а). 
(Я нарисовал яблоко. Из яблок делают яблочный сок.) 

Тема. ОГОРОД 
Карточка №9 

Цели. Употребление существительных 2-го и 3-го склоне­ний ед. и мн. ч. в родительном падеже; употребление глаголов настоящего и прошедшего времени. 
1) Закончить предложения. 
В огороде собирали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет (огур­цов). На грядке нет ни одного ... (огурца). 
Собрали кабачки. На грядке нет ... (кабачков). На грядке нет ни од­ного ... (кабачка). 
Собрали помидоры. На грядке нет ... (помидор). На грядке нет ни одного ... (помидора). 
Собрали морковь. На грядке нет ... (моркови). Собрали фасоль. На грядке нет ... (фасоли). 
2) Изменить глаголы, отвечая на вопросы. 
Что делал? Что делает? 
Сажает — ... (сажал) Сажал — ... (сажает) 
Копает — ... (копал) Копал — ... (копает) 
Поливает — ... (поливал) Поливал — ... (поливает) 
Растет — ... (рос) Рос — ... (растет) 
Зреет — ... (зрел) Зрел — ... (зреет) 

Тема. ОСЕНЬ 
Карточка №10 

Цели. Согласование глаголов настоящего времени с суще­ствительными в числе; образование прилагательных от суще­ствительных. 
1) Закончить предложения. 
Дождь идет, дожди ... (идут). 
Лист падает, листья ... (падают). 
Цветок вянет, цветы ... (вянут). 
Птица улетает, птицы ... (улетают). 
Ветер дует, ветры ... (дуют). 
Дожди идут, дождь ... (идет). 
Листья падают, лист ... (падает). 
Цветы вянут, цветок ... (вянет). 
Птицы улетают, птица ... (улетает). 
Ветры дуют, ветер ... (дует). 

2) Ответить на вопросы. 
День, когда идет дождь — какой? — ... (дождливый) 
День, когда дует ветер — какой? — ... (ветреный) 
Дождик, который идет осенью — какой? — ... (осенний) 
Погода, когда часто идут дожди — какая? — ... (дождливая) 
Погода, когда часто дуют сильные ветры — какая? — ... (ветреная) 
Погода, которая бывает осенью — какая? — ... (осенняя) 

Тема. ОСЕНЬ 
Карточка №11 

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
1) Прослушать предложения и ответить на вопросы. 
Наступила золотая осень. Осень какая? (Осень золотая.) 
На небе серые тучи. Тучи какие? (Тучи серые.) 
Моросит холодный дождь. Дождь какой? (Дождь холодный.) 
Мало светит осеннее солнце. Солнце какое? (Солнце осеннее.) 
Желтые листья падают на землю. Листья какие? (Листья желтые.) 
Земля похожа на красивый ковер. На какой ковер? (На красивый ко­вер.) Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер? 

Карточка №12 

2) Назови ласково. 
Огурец — ... (огурчик) 
Помидор — ... (помидорчик) 
Перец — ... (перчик) 
Тыква — ... (тыквочка) 
Морковь —... (морковочка) 
Чеснок — ... (чесночок) 
Лук — ... (лучок) 

Тема. ПТИЦЫ 
Карточка №13 

Цели. Употребление существительных в дательном падеже; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов суще­ствительных. 
1) Найти ошибку и исправить ее; повторить предложение правильно. 
Осенью на юг надо улетать птицы (птицам). 
В стаи надо собираться журавли (журавлям). 
Улетать в теплые края надо ласточки (ласточкам), стрижи (стрижам), 
грачи (грачам). 

Карточка №14 

2) Назвать ласково.
Птица — ... (птичка) 
Синица — ... (синичка) 
Галка — ... (галочка) 
Пингвин — ... (пингвинчик) 
Попугай — ... (попугайчик) 
Журавль — ... (журавушка) 
Сова — ... (совушка) 
Ворона — ... (воронушка) 
Скворец — ... (скворушка) 
Воробей — ... (воробышек


Тема. ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА 
Карточка №15 

Цели. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; образование притяжательных прилага­тельных. 
1) Ответить на вопросы: какой (какая, какое, какие) по цвету?
какой? 
шарф — ... 
плащ — ... 
платок — ... 
какое? 
пальто — ... 
платье — ... 
какая? 
шапка — ... 
юбка — ... 
кофта — ... 
какие? 
брюки — ... 
рейтузы — ... 
варежки — .:.
Нарисовать 3—4 вида одежды. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? 
(Я нарисовал синий шарф.) 
2) Перечислить, чья и какая одежда висит на вешалке в квартире. Ответы записать в тетрадь. (На вешалке висит мами­но красное пальто, папин плащ, бабушкин коричневый платок и т. д.) 

Тема. ПОДГОТОВКА ЗВЕРЕЙ К ЗИМЕ 
Карточка №16 

Цели. Употребление существительных в родительном и ви­нительном падеже; образование притяжательных прилага­тельных. 
1) Закончить предложение, повторить его полностью. 
К зиме все звери готовят себе дома. 
Медведь выбирает... (берлогу). 
Белка ищет... (дупло). 
Лиса роет... (нору). 
Волк устраивает... (логово). 
Берлога — дом ... (медведя). 
Дупло — дом ... (белки). 
Нора — дом ... (лисы). 
Логово — дом ... (волка). 

Карточка №17 

2) Ответить на вопросы: чей? чья? чьи? 
Чья голова ?
Чей хвост ? 
Хвост зайца — ... (заячий) 
Хвост волка — ... (волчий) 
Хвост медведя — ... (медвежий) 
Хвост белки — ... (беличий) 
Хвост лисы — ... (лисий) 
Голова зайца — .(заячья 
Голова волка — ... (волчья) 
Голова белки — .. (беличья) 
Голова лисы — .. (лисья 
Голова медвед— ... (медвежья)

Чьи уши ? 
Уши зайца — ... (заячьи) 
Уши волка — ... (волчьи) 
Уши белки — ... (беличьи) 
Уши медведя — ... (медвежьи) 
Уши лисы — ... (лисьи) 
Уши кабана — ... (кабаньи) 

Тема. ПОСУДА 
Карточка №18 

Цели. Согласование числительного «два» с существитель­ными; образование относительных прилагательных. 
1) Изменить слова по образцу. 
Одна чашка — две чашки 
Одна ложка — две ... (ложки) 
Одна вилка— две ... (вилки) 
Один стакан — два ... (стакана) 
Один нож — два ... (ножа) 
Один бокал — два ... (бокала) 
Одна миска — две ... (миски) 
Один ковшик — два ...(ковшика) 
Одно блюдце — два ...(блюдца) 
Одно блюдо — два ...(блюда) 
Одно ведро - два ... (ведра) 
Нарисовать по два стакана, ножа; по две чашки, ложки; по два ведра, блюдца. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? (Я нарисовала два ножа, два стакана и т. д.) 

2) Закончить предложение. 
Стакан из стекла — ... (стеклянный). 
Нож из металла — ... (металлический). 
Чашка из фарфора — ... (фарфоровая). 
Скалка из дерева — ... (деревянная). 
Блюдо из глины — ... (глиняное). 

Тема. ПОСУДА 
Карточка №19 

Цели. Согласование числительных «два» и «пять» с сущест­вительными в именительном падеже; употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. 

1) Назвать правильно.

Два чайника — пять ... 
Два ножа — пять ... 
Два ковша — пять ... 
Две вилки — пять ... 
Две поварешки — пять . 
Две миски — пять ... 
Два ведра — пять ... 
Два блюдца — пять ... 
Пять чайников — два . 
Пять ножей — два ... 
Пять ковшей — два ... 
Пять поварешек — две 
Пять мисок — две ... 
Пять ведер — два ... 
Пять блюдец — два ...
Нарисовать по пять стаканов, ножей, чашек, ложек, ведер, блюдец. Ответить на вопрос: что ты нарисовал(а)? 
(Я нарисовал пять ножей. И т. д.) 

Карточка №20 

2) Изменить слова, ответив на вопрос: что сделали? 
Накрывает — ... (накрыли) 
Расставляет — ... (расставили) 
Моет — ... (вымыли) 
Чистит — ... (вычистили) 
Составить предложения со всеми этими словами, записать в тетрадь, проговаривая. 

Тема. ИГРУШКИ 
Карточка №21 

Цели. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в именительном падеже; употреб­ление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
1) Назвать как можно больше слов, отвечающих на вопро­сы: какой? какая? какое? — выделяя ведущие признаки пред­мета (цвет, размер, форму, материал и т.д.). 
Мяч — какой? — ... (синий, маленький, круглый, резиновый, ...) 
Шар - какой? — ... (красный, большой, круглый, легкий, ...) 
Слон — какой? — ... (серый, большой, ушастый, ...) 
Мишка — какой? — ... (коричневый, маленький, плюшевый, ...) 
Собачка — какая? — ... (черная, лохматая, пушистая ...) 
Кукла — какая? — ... (красивая, большая, нарядная ...) 
Нарисовать любимую игрушку и рассказать, какая она. Рассказ записать в тетрадь, выучить. 

Карточка №22 

2) Закончить предложения. 
У Тани большая красивая кукла, а у Лены — маленькая ... (куколка). 
У Димы есть большая машина, а у Вити маленькая ... (машинка). 
Оля собрала большую пирамиду, а Юля маленькую ... (пирамидку). 
В магазине Толя купил большой мяч, а Коля — маленький ... (мячик). 
Катя построила из кубиков большой дом, а Света — маленький ... (до­мик). 
Аня моет большого пупса, а Маша — маленького ... (пупсика). 

Тема. ИГРУШКИ 
Карточка №23 

Цели. Употребление прилагательных ср. рода в именитель­ном падеже; образование относительных прилагательных. 
1) Прослушать предложение. 
У Тани были разные игрушки: большое ведро и маленькое ведероч­ко, большое блюдце и маленькое блюдечко. 
Нарисовать Танины игрушки и рассказать о них, подбирая слова, отвечающие на вопрос: какое? 
(У Тани было большое синее пластмассовое ведро. И т. д.) 
2) Ответить на вопросы, повторить словосочетания полно­стью. 
Самолет из бумаги — какой? — бумажный — бумажный самолет 
Шарик из стекла — какой? — ... (стеклянный) — ... 
Кубик из дерева — какой? — ... (деревянный) — ... 
Мяч из резины — какой? — ... (резиновый) — ... 
Сумка из кожи — какая? — ... (кожаная) — ... 
Машина из железа — какая? — ... (железная) — ... 
Колесо из пластмассы — какое? — ... (пластмассовое) — ... 

Тема. МАГАЗИН 
Карточка №24 

Цели. Употребление существительных ед.ч. в творитель­ном падеже без предлога; образование относительных прила­гательных. 
1) Закончить предложение, отвечая на вопрос: чем? 
Мама купила утюг. Она будет гладить белье ... (утюгом). 
Папа взял пилу. Он будет пилить дрова ... (пилой). 
Дедушка принес внуку самокат. Внук доволен ... (самокатом). 
Бабушка подарила Соне мишку, Пете — машинку, Васе — пирамид­ку. Ребята будут играть: Соня ... (мишкой), Петя ... (машинкой), Ва­ся ... (пирамидкой). 
Нарисовать игрушки, которые бабушка подарила Соне, Пе­те и Васе. Ответить на вопрос: чем играют Соня, Петя и Вася? 

Карточка №25 

2) Ответить на вопрос: какой? 
Магазин, где продают игрушки — какой? ... (игрушечный). 
Магазин, где продают овощи, — какой? ... (овощной). 
Магазин, где продают мясо, — какой? ... (мясной). 
Магазин, где продают колбасу, — какой? ... (колбасный). 
Магазин, где продают книги, — какой? ... (книжный). 
Магазин, где продают цветы, — какой? ... (цветочный). 
Магазин, где продают товары для спорта, — какой? ... (спортивный). 

Тема. КНИГА 
Карточка №26 

Цели. Согласование числительных «два» и «пять» с сущест­вительными в родительном падеже; согласование прилага­тельных с существительными. 
1) Изменить слова по образцу. 
Книга — нет двух книг — нет пяти книг 
Сказка — нет двух ... (сказок) — нет пяти ... (сказок) 
Потешка — нет двух ... (потешек) — нет пяти ... (потешек) 
Раскраска — нет двух ... (раскрасок) — нет пяти ... (раскрасок) 
Рассказ — нет двух ... (рассказов) — нет пяти ... (рассказов) 
Альбом — нет двух ... (альбомов) — нет пяти ... (альбомов) 
Закончить предложение, повторить его полностью, инто­национно выделяя последние два слова. 
Мы убирали в шкафу книги, а вы не убрали и двух ... (книг). 
Мы прочли много сказок, а вы не прочли и двух ... (сказок). 
Ребята выучили много потешек, а Петя не выучил и двух ... (потешек). 
У Ани есть пять альбомов, а у Оли нет пяти У (альбомов). 
Димы есть пять раскрасок, а у Светы нет пяти . 

Карточка №27 

2) Найти ошибку и исправить ее. 
Большой книга — ... (большая книга) 
Маленькая рассказ — ... (маленький рассказ) 
Интересный сказка — ... (интересная сказка) 
Яркий картинка — ... (яркая картинка) 
Главная герой — ... (главный герой) 

Тема. ЗИМА 
Карточка №28 

Цели. Закрепление падежных окончаний существительных 1-го и 2-го склонений в ед. числе; образование глаголов дви­жения с помощью приставок. 
1) Изменить слова, ответив на вопросы. 
Что? — зима баба снег мороз 
Нет чего? — ... (зимы) (бабы) (снега) 
Рад чему? — ... (зиме) (бабе) (снегу) 
Вижу что? — ... (зиму) (бабу) (снег) 
Доволен чем? — ... (зимой) (бабой) (снегом) 
Говорю о чем? — ... (о зиме) (о бабе) (о снеге) 
2) Сказать «наоборот». 
Ушел — пришел. Пришел —… ушел 
Отошел — ... (подошел) Подошел - ...(отошел) 
Отъехал — ... (подъехал) Подъехал - ... (отъехал) 
Уехал — ... (приехал) Приехал —…(уехал) 
Закончить предложение. 
Петя на улицу пришел, а Ваня с улицы ... (ушел). 
Один автобус к остановке подошел, а другой от нее ... (отошел). 
Коля приехал на каток, а Лена с катка ... (уехала). 

Тема. ЗИМА 
Карточка №29 

Цели. Употребление существительных ед. и мн. числа в предложном падеже; образование существительных с умень­шительно-ласкательными суффиксами. 
1) Изменить слова по образцу.
Санки — на санках 
Коньки — на ... (коньках) 
Лыжи — на ... (лыжах) 
Горки — на ... (горках) 
Зима — о ... (зиме) 
Сосулька — о ... (сосульке) 
Снег — о снеге 
Каток — о... (катке)
Мороз — о ... (морозе)
Составить словосочетания, ответить на вопросы: на чем? о чем? 
Санки — катался — на чем? — ... (катался на санках) 
Коньки — катался — на чем? - ... (катался на коньках)
Лыжи — катался — на чем? — ... (катался на лыжах)
Горки — катался — на чем? — ... (катался на горках) 
Снег — говорю — о чем? — ... (говорю о снеге) 
Каток — думаю — о чем? — ... (думаю о катке) 
Мороз — говорю — о чем? — . .. (говорю о морозе) 
Зима — рассказ — о чем? — ... (рассказ о зиме) 
Сосулька — стишок — о чем? — ... (стишок о сосульке) 
Нарисовать санки, лыжи, коньки. Ответить на вопрос: на чем катаются дети зимой? 

Карточка №30 

2) Сказать ласково. 
Санки — саночки 
Горки — ... (горочки) 
Сосульки — ... (сосулечки) 
Конек — ... (конечек) 
День — ... (денечек) 
Ветер — ... (ветерочек) 
Каток - ... (каточек) 

Тема. ТРУД ВЗРОСЛЫХ В ДЕТСКОМ САДУ 
Карточка №31 

Цели. Употребление предложно-падежных конструкций; образование приставочных глаголов. 
1) Найти ошибку и исправить ее. 
Повар ставит кастрюлю на плита (на плиту). — Повар ставит каст­рюлю на плиту. 
Картошку варят в кастрюля (в кастрюле). — ... 
Суп наливают в тарелка (в тарелку). — ... 
Котлеты жарят на сковорода — (на сковороде). — ... 
Чай наливают в чашка — (в чашку) — ... 
2) Изменить слова по образцу, составить с каждым словом
предложение.
Скажу — подскажу Ставлю — поставлю 
Мету — ... (подмету) Мешаю — ... (помешаю) 
Несу — ... (поднесу)Кладу — ... (положу) 
Запомните: положу, но КЛАДУ. 

Тема. ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ 
Карточка №32 

Цели. Согласование числительных с существительными; употребление приставочных глаголов движения. 
1) Сказать правильно. 
Было две белки — стало пять ... (белок) 
Было две лисы — стало пять ... (лис) 
Было два зайца — стало пять ... (зайцев) 
Было два волка — стало пять ... (волков) 
Было два медведя — стало пять ... (медведей) 
Было пять белок — осталось две ... (белки) 
Было пять лис — осталось две ... (лисы) 
Было пять зайцев — осталось два ... (зайца) 
Было пять волков — осталось два ... (волка) 
Было пять медведей — осталось два ... (медведя) 
Составить предложения со словосочетаниями: «две белки», «пять белок», «два зайца», «пять зайцев». 

Карточка №33 

2) Прослушать рассказ, ответить на вопросы, пересказать, используя глаголы: «выбежала», «побежала», «убежала». 
ЛИСА 
Выбежала на полянку рыжая лиса. Подбежала к реке попить во­дички. А на реке лед. Убежала лиса к себе в нору, только хвост мелькнул. 
Кто выбежал на полянку? Куда побежала лиса? Что было потом? 

Тема. ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ 
Карточка №34 

Цели. Употребление падежных форм мн. ч. существитель­ных и прилагательных; образование притяжательных прилага­тельных. 
1)Ответить на вопросы словосочетаниями. 
Кто? — рыжие белки белые зайцы колючие ежи 
Нет кого? — ... 
(рыжих белок) 
Даю кому? — ... 
(рыжим белкам) 
Вижу кого? — ... 
(рыжих белок) 
Доволен кем? — ... 
(рыжими белками) 
Говорю о ком? — ... 
(о рыжих белках) 

Карточка№35 

2) Изменить слова по образцу.
Нос лисы — лисий нос 
Глаза лисы — лисьи глаза 
Нос белки — ... (беличий нос) 
Глаза белки — ... (беличьи глаза) 
Нос зайца — ... (заячий нос) 
Глаза зайца — ... (заячьи глаза) 
Нос волка — ... (волчий нос) 
Глаза волка — ... (волчьи глаза) 
Нос медведя — ... (медвежий нос) 
Глаза медведя — ... (медвежьи глаза) 
Нос ежа — ... (ежиный нос) 
Глаза ежа — ... (ежиные глаза) 
Лапа лисы — лисья лапа 
Лапа белки — ... (беличья лапа) 
Лапа зайца — ... (заячья лапа) 
Лапа волка — ... (волчья лапа) 
Лапа медведя — ... (медвежья лапа) 
Лапа ежа — ... (ежиная лапа)


Тема. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ 
Карточка №36 

Цели. Употребление существительных ед. и мн. ч. в пред­ложном падеже; образование относительных прилагательных. 
1) Рассказать, где живут домашние животные. 
Собака живет в ... (конуре) 
Корова живет в ... (коровнике) 
Свинья живет в ... (свинарнике) 
Лощадь живет в ... (конюшне) 
Овца живет в ... (хлеву) 
Коза живет в ... (хлеву) 
Собаки живут в ... (конурах) 
Коровы живут в ... (коровниках) 
Свиньи живут в ... (свинарниках) 
Лошади живут в ... (конюшнях) 
Овцы живут в .,. (хлевах) 
Козы живут в ... (хлевах) 

2) Прослушать рассказ. 
Наступила зима. Выпал снег. В лесу на снегу можно увидеть следы многих зверей: следы зайца, лисы, волка, кабана, белки, мыши. 
Ответить на вопрос: какие следы можно увидеть зимой на снегу? (Чьи следы?) 
(Зимой на снегу молено увидеть заячьи следы, лисьи следы. И т.д.) 

Тема. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ 
Карточка №37 

Цели. Согласование существительных с собирательными и порядковыми числительными; употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов при образовании существительных. 
1) Прослушать рассказ. 
В деревне было два пастуха. Оба пастуха пасли скотину. Загонять жи­вотных на скотный двор им помогали пятеро ребят. Первыми захо­дили во двор коровы, вторыми — козы, третьими — овцы. 
Ответить на вопросы: Сколько в деревне пастухов? Кто из пастухов пас скотину? Кто помогал пастухам загонять скотину во двор? В каком порядке заходили животные во двор? 
Пересказать рассказ полностью, употребляя слова: «два», «оба», «пятеро», «первые», «вторые», «третьи». 

Карточка №38 

2) Назвать детенышей домашних животных по образцу. 
У коровы — теленок — теленочек —- телятки 
У козы — ... (козленок) — ... (козленочек) — ... (козлятки) 
У лошади — ... (жеребенок) — ...— ... 
У свиньи — ... (поросенок) — ... — ... 
У собаки — ... (щенок) — ... — ... 
У кошки — ... (котенок) — ... — ... 
У кролика — ... (крольчонок) — ... —-... 
У овцы — ... (ягненок) — ... — ... — ... 
Примечание: сначала все детеныши называются в единст­венном числе, затем во множественном 

Тема. ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ 
Карточка №39 

Цели. Употребление падежных форм мн.ч. существительных и прилагательных; образование относительных прилагательных. 
1) Нарисовать в тетради елочные игрушки: синие шары и
разноцветные флажки; ответить на вопросы словосочетания­
ми: синие шары и бумажные флажки.
Что? — ... (синие шары и бумажные флажки) 
Нет чего? — ... (синих шаров и бумажных флажков) 
Радуешься чему? —-... (синим шарам и бумажным флажкам) 
Видишь что? — ... (синие шары и бумажные флажки) 
Доволен чем? — ... (синими шарами и бумажными флажками) 
Говоришь о чем? — ... (о синих шарах и бумажных флажках) 
2) Ответить на вопросы. 
Игрушки для украшения елки — какие? — ... (елочные) 
Шары из стекла — какие? — ... (стеклянные) 
Флажки из бумаги — какие? — ... (бумажные) 
Зайцы из пластмассы — какие? — ... (пластмассовые) 
Флажки разных цветов — какие? — ... (разноцветные) 
Составить предложения со словами-ответам и, например: «У нас много елочных игрушек». Предложения записать в тет­радь, заучить. 

Тема. ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ 
Карточка №40 

Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление уменьшительно-ласкатель­ных суффиксов существительных. 
1)Нарисовать в тетради две елки: большую — с большими
игрушками - шишками, желтыми и красными шарами; ма-­
ленькую - с маленькими игрушечками - шишечками, сини­-
ми шариками.

Карточка №41 

2)Ответить на вопросы, используя словосочетания и слова:
«большая елка», «маленькая елочка», «шишки», «шишечки»,
«желтые и красные шары», «синие шарики».
Какие елки ты нарисовал(а)? 
Какие шишки на большой елке и какие на маленькой елочке? 
Каких шаров нет на большой елке, а каких — на маленькой елочке? 
Какими шарами украшена большая елка и какими — ма­ленькая елочка? 
О каких елках ты рассказал (а)? 

Тема. АТЕЛЬЕ 
Карточка №42 

Цели. Употребление глаголов будущего времени; образова­ние относительных прилагательных. 
1) Изменить слова по образцу, ответив на вопрос. 
Принимает — ... (примет) Сметывает — ... (сметает) 
Заказывает — ... (закажет) Строчит — ... (сострочит) 
Сшивает — ... (сошьет) Выдает — ... (выдаст) 
Раскраивает — ... (раскроит) Получает — ... (получит) 
2) Ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие? —
подбирая слова-определения к предметам из меха, шерсти,
шелка, ситца.
Из меха 
Шапка — какая? — ... (меховая) 
Шуба — какая? — ... (меховая) 
Пальто — какое? — ... (меховое) 
Воротник — какой? — ... (меховой) 
Из шелка 
Платок — какой? — (шелковый) 
Сарафан — какой? — ... 
Халат — какой? — ... 
Платье — какое? — ... 
Из шерсти 
Шарф — какой? — (шерстяной) 
Юбка — какая? — ... 
Кофта — какая? — ... 
Брюки — какие? — ... 
Из ситца 
Платье — какое? — (ситцевое) 
Сарафан — какой? — ... 
Белье — какое? — ... 
Халат — какой? — ...

Тема. АТЕЛЬЕ 
Карточка №43 

Цели. Употребление глаголов ед. и мн.ч. в 1-ом, 2-ом, 3-ем лице; употребление существительных с уменьшительно-лас­кательными суффиксами. 
1) Изменить слова по образцу. 
Я принимаю — он принимает — они принимают 
Я заказываю — он ... (заказывает) — они ... (заказывают) 
Я сшиваю — он ... (сшивает) — они ... (сшивают) 
Я строчу — он ... (строчит) — они ... (строчат) 
Я выдаю — он ... (выдает) — они ... (выдают) 
Я получаю — он ... (получает) — они ... (получают) 
2) Назвать ласково:
Кофта — ... (кофточка) 
Юбка — ... (юбочка) 
Майка — ... (маечка) 
Шапка — ... (шапочка) 
Шарф-... (шарфик) 
Халат — ... (халатик) 
Сарафан — ... (сарафанчик) 
Платок — ... (платочек) 
Пальто — ... (пальтишко) 
Платье — ... (платьице) 
Брюки — ... (брючки) 
Носки — ... (носочки)
Нарисовать 3—4 вида одежды. Предметы одежды должны быть большими и маленькими, например шапка — шапочка. Составить предложения по картинкам. 

Тема. ЗИМА 
Карточка №44 

Цели. Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах; употребление приставочных глаголов. 
1) Ответить она вопросы словосочетаниями. 
Что? — пушистый снег — большой сугроб 
Нет чего — ... (пушистого снега) — (большого сугроба) 
Радуешься чему? — ... (пушистому снегу) — (большому сугробу) 
Видишь что? — ... (пушистый снег) — (большой сугроб) 
Доволен чем? — ... (пушистым снегом) — (большим сугробом) 
Говоришь о чем? — ... (о пушистом снеге) — (о большом сугробе) 
Нарисовать большой сугроб и пушистые снежинки, рас­сказать, что нарисовал(а). 

Карточка№45 

2) Изменить слова по образцу. 
Шел — пришел Шел — ушел Шел — зашел 
Бежал — ... (прибежал) Бежал — ... (убежал) Бежал — ... (забежал) 
Летел — ... (прилетел) Летел — ... (улетел) Летел — ... (залетел) 
Ехал — ... (приехал) Ехал — ... (уехал) Ехал — ... (заехал) 

Тема. ЗИМА 
Карточка №46 

Цели. Согласование существительных с порядковыми и со­бирательными числительными; употребление приставочных глаголов. 
1) Прослушать рассказ, ответить на вопросы, используя слова «первые», «вторые», «трое», «обе», «пятеро». 

"НА ГОРКЕ"

Наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Во дворе построили горку. Трое мальчиков с лыжами первыми прибежали на горку. Вто­рыми пришли две девочки. Обе девочки были с санками. На горке стали кататься пятеро ребят. Всем пятерым было очень весело. 
Какое время года наступило? Какой снег выпал? 
Что построили во дворе? 
Кто первым прибежал на горку? 
Кто вторым пришел на горку? 
На чем стали кататься две девочки? 
Сколько ребят стали кататься на горке? 
Нарисовать картинку к рассказу, пересказать его. 
2) Составить предложения со словами «бежал», «прибе­жал», «убежал», «забежал»; записать в тетрадь. 

Тема. ПОЧТА 
Карточка №47 

Цели. Согласование притяжательных прилагательных с су­ществительными; образование наречий от прилагательных. 
1) Ответить на вопросы: чей? чья? чье? чьи? 
Посылка для бабушки — чья посылка? — ... (бабушкина посылка) 
Телеграмма для мамы — чья телеграмма? — ... 
Вова купил журнал — чей журнал? — ... 
Письмо от Ани — чье письмо? — ... 
Света купила открытки — чьи открытки? — ... 
Папа выписал газеты — чьи газеты? — ... 
Составить предложения со словосочетаниями «бабушкина посылка», «Бовин журнал», «Анино письмо», «папины газеты». 

Карточка №48 

2) Изменить слова по образцу
Близкий — близко 
Далекий — ... (далеко) 
Ловкий — ... (ловко) 
Шустрый — ... (шустро) 
Тихий — ... (тихо) 
Красивый — ... (красиво) 
Веселый — ... (весело) 
Радостный — ... (радостно) 
Скучный — ... (скучно) 
Грустный — ... (грустно)


Тема. ПОЧТА 
Карточка №49 

Цели. Употребление существительных с предлогами, проти­воположными по смыслу; употребление приставочных глаголов. 
1) Сказать наоборот.
В ящик — ... (из ящика) 
Из ящика — ... (в ящик) 
Из конверта — ... (в конверт) 
Из газеты — ... (в газету) 
В конверт — ... (из конверта) 
В газету — ... (из газеты) 
На столе — ... (под столом) 
Под столом — ... (на столе) 
На журнале — ... (под журналом) 
Под журналом — ... (на журнале) 
На письме — ... (под письмом) 
Под письмом — ... (на письме)

Составить предложения с этими словосочетаниями. 
2) От слов «клеит», «пишет» образовать новые слова при 
на — клеит на - пишет 
за — за - 
под - под - 

Комментариев нет:

Отправить комментарий